Christian Dior

Эпохальный бренд Christian Dior – это законодатель мировой моды 50-х годов, а также выбор самых знаменитых женщин, икон стиля своего времени. Так, ему отдавала предпочтение супруга французского президента Бернадетт Ширак, леди Диана, Марлен Дитрих, Софи Лорен, Элизабет Тейлор. Аристократическая женственность приходится по вкусу и современным голливудским дивам. Так, среди поклонниц одежды Dior – Джулия Робертс, Дита фон Тиз, Кейт Мосс и другие. История успеха этого дома моды неразрывно связана с его основателем, хотя он «правил» своей империей всего 11 лет.

Беззаботная юность несостоявшегося дипломата

Сейчас далекое начало 19 века и весь путь развития марки Christian Dior S.A. (именно так выглядит полное название компании) кажется чем-то очень далеким, полумифическим. А между тем, судьба вполне обычного молодого человека по имени Кристиан складывалась поначалу вполне обычно и безоблачно. Он родился во Франции, в Гранвиле 21 января 1905 года. Этот небольшой приморский городок, некогда служивший пристанищем для гордых и бесстрашных пиратов, до сих пор сохранил какую-то суровую, средневековую, магнетическую притягательность. Строгая английская архитектура и непревзойденная природа оказали влияние на характер маленького Кристиана. Он с малых лет тонко чувствовал красоту и имел врожденное чувство стиля. В городке Гранвиль до сих пор сохранился фамильный дом Диор, в котором сейчас находится музей великого кутюрье.

Страсть в прекрасному

Однако в возрасте 6 лет его обеспеченная семья переезжает в Париж – столицу талантливых художников-авангардистов, скульпторов и других представителей творческих профессий. Родители хотели сделать из Кристиана дипломата, благо средства и связи позволяли ему получить отменное образование и сделать неплохую карьеру. Но богемная жизнь привлекала молодого человека несравнимо больше. Вместо того чтобы отправляться на занятия в университет, он мог целыми днями бродить по пустынным залам парижских музеев. В это же время он занимается музыкой и живописью, и в этом проявляется его талант. При поддержке отца он смог открыть художественную галерею, где продавались работы Матисса, Дерена и Пабло Пикассо.

Первые трудности на пути к мечте

Ничто не предвещало беды в жизни Кристиана Диора, однако в возрасте 26 лет в его жизни наступили нелегкие времена. Скоропостижно скончалась от рака его мать, а отец, обманутый аферистами, полностью обанкротился. Для талантливого молодого человека беззаботная жизнь сменилась борьбой за кусок хлеба. Галерею, которая не приносила дохода, а скорее служила приятной забавой, пришлось закрыть. Диор зарабатывал на жизнь тем, что продавал в модные журналы собственные эскизы платьев и шляпок, причем последние пользовались гораздо большей популярностью.

Через несколько лет, в 1938 году на молодого дизайнера обращает свое внимание маститый французский модельер Робер Пиге. Казалось бы, вот долгожданное начало блестящей карьеры для Диора. Но долго проработать вместе им не удалось: уже через год начинается Вторая Мировая война. Радужным надеждам начинающего дизайнера не суждено было сбыться: он отправляется в армию. Однако уже через год снова возвращается в Париж и поступает на работу в модный дом Люсьена Лелонга. В нем он трудится до окончания войны.

Начало эпохи Christian Dior

Прошел всего год после капитуляции Германии, и мир еще не оправился от потрясений военного времени, когда в возрасте 41 года Кристиан Диор открыл свой первый бутик.

Надо сказать, что затея эта была весьма рискованной: мало кто в послевоенной Франции решился бы на подобный шаг, ведь это был не просто салон, а настоящий модельный дом с 85 сотрудниками и неплохими инвестициями. Заручившись поддержкой спонсоров, год спустя Диор создает коллекцию «Весна-лето 1947», которую составляли две линии: «Corolla» и «Eight». С этого момента началась необычайно яркая, но, к сожалению, очень короткая карьера великого кутюрье.

Элегантность женщины

Мэтр так говорил об истинной красоте женщины: «Элегантность – это симбиоз индивидуальности, естественности, внимательности к себе и к своей одежде и простоты». Такими идеями и была проникнута его первая коллекция. В ней использовались белый цвет, а также множество оттенков серого и розового. Модели носили просто-таки ультраженственный характер: подчеркнутые тонкие талии, открытые плечи, широкие юбки ниже щиколоток. Все это весьма походило на бальные наряды. Завершали нежный и чувственный образ короткие рукава в сочетании с длинными перчатками. 

Долгожданный успех и критика

Для послевоенных Европы и США, где война заставила отказаться от любой роскоши в пользу необходимого минимума, и где женщинам было не до красоты, и совсем свежа еще была в памяти трудовая повинность, коллекция дома Dior стала громом среди ясного неба. Встречена она была весьма неоднозначно. Так, редактор журнала Harper’s Bazaar (издание уже в те времена было законодателем моды) Кармел Сноу (Carmel Snow) написала с восторгом, что эти образы представляют собой однозначно новый взгляд на женственность и красоту, это нечто совершенно неожиданное. Так за стилем Диора закрепилось название «new look» («новый вид», «новый взгляд»). Однако другие модельеры, а также простые смертные, яростно критиковали мэтра за неудобство платьев и за расточительность (при пошиве уходило слишком много ткани!). Коко Шанель (Coco Chanel) говорила, что Диор «набивает женщин, как кукол».

Упорная работа модельера

Однако недюжинный талант модельера, его упорство, самообладание и изрядная доля обаяния, в конечном счете, привели модный дом к успеху. Ему даже пришлось добиваться личной аудиенции у королевы Англии (которая, надо заметить, была весьма скептически настроена по отношению к его моделям). При встрече Диор продемонстрировал королеве свои самые лучшие наряды, тем самым покорив ее сердце и склонив на свою сторону. Это позволило ему со временем открыть свои бутики в Англии.

Вообще, несмотря на творческую одаренность, Кристиан Диор не был лишен и коммерческой жилки. Именно он придумал повсеместно распространенное сегодня лицензионное соглашение. Его применение позволило открыть множество своих представительств своего дома моды в крупнейших городах по всему миру.

Обложка журнала Time

Благодаря его финансовому гению в 1957 году журнал Time помещает его портрет на своей обложке. Казалось бы, вот оно: долгожданное признание, к которому так упорно шел Кристиан Диор. У этого человека на тот момент было все: его поклонницами являлись первые леди государств, лучшие актрисы и коронованные особы, открывались новые представительства, прибыль стремительно росла…

Но через год, в возрасте 52 года Диор внезапно умирает от сердечного приступа: сказались нелегкие годы напряженной работы и борьбы за свою мечту. Это было настолько неожиданно, что вызвало панику в империи Dior: на тот момент не было никого, кто мог бы заменить мэтра на посту директора.

После ухода из жизни великого кутюрье каждый последующий модельер вносил нечто особенное, свежие идеи и опять-таки «новый взгляд». Однако в 24 октября 1957 года известие о кончине Кристиана Диора повергло всех в замешательство и уныние.

Начало новой эры: Yves Saint Laurent

По счастью, у мэтра вот уже два года в штате был очень молодой, но талантливый ассистент. Ему был всего 21 год, но он уже подавал большие надежды. Звали его Ив Сен Лоран (Yves Saint Laurent). Уже в 1958 году новый арт-директор выпускает коллекцию под «Трапеция». Название говорит само за себя: платья с короткими рукавами трапециевидного покроя (сильно расклешенные к низу) – это одно из первых новаторских достижений молодого дизайнера. Коллекция имела оглушительный успех. Весь мир моды, с волнением ожидавший, что же случится с империей Christian Dior после смерти ее основателя, вздохнул с облегчением: высокой моде в Париже быть.

Другие модельеры во главе Dior

Однако модный дом продолжали преследовать потрясения: уже через два года 23-летнего Ива Сен Лорана забирают в армию и отправляют в Африку. Снова непростые поиски арт-директора. Им в 1961 становится Марк Боан (Marc Bohan). Он отказывается от концепции элитарных нарядов, упрощает их и «выводит моду на улицу». По его словам, он создавал одежду не для глянцевых журналов или манекенов. Он хотел, чтобы ее носили обычные женщины.

Приблизив свои модели к повседневной одежде, Боан лишился многих приверженцев среди «сливок» общества. Интерес прессы к модному дому постепенно угасал, а на показы собиралось все меньше и меньше людей. Тем не менее, Марк Боан пробыл на своем посту целых 28 лет. Впоследствии в связи с неважными финансовыми результатами его деятельности был отправлен в отставку. На смену ему пришел Джанфранко Ферре (Gianfranco Ferre). Он вновь поднял моду от Dior на почти недосягаемую высоту, вернув ей утонченность, сложный покрой и роскошный дизайн.

Новый взрыв популярности

О доме Диор вновь заговорили с восторгом, каждая коллекция стала событием, ее ждали с огромным нетерпением. Однако, по прошествии семи лет модельер вдруг объявил, что намерен оставить кресло арт-директора. Тогда владельцы марки Christian Dior S.A. пошли на рискованный шаг, пригласив на пост креативного директора молодого английского модельера Джона Гальяно (John Galliano). Этот эпатажный кутюрье буквально взорвал мир моды. Первая же его коллекция «Misia Diva» вызвала бурную реакцию. Театрализованное действо, неожиданно яркие образы с обилием вышивки и камней открыли новую эпоху: стиль гламур. 

Возвращение к истокам

Несмотря на головокружительный успех, Гальяно также не задержался на посту арт-директора великой империи Dior. Причиной этого стали неполиткорректные высказывания мэтра. Модный дом вновь вынужден был сменить директора. На сей раз им стал Билл Гейттен (Bill Gaytten), который попытался «примерить» haute couture и pret-a-porter, исконную роскошь стиля Dior и повседневную одежду.

Он разработал коллекцию, в которой остался верен классическому силуэту бренда, пастельным тонам в одежде (в количестве не более трех), украсил ее вышивкой, оставив благородные и дорогие ткани, однако сделал наряды более удобными. Тем не менее, все модели были разделены на две коллекции: haute couture и ready-to-wear. 

Успех империи Christian Dior в цифрах и фактах

С 2012 года модный дом возглавляет Раф Симонс (Raf Simons), бельгийский модельер. Весьма успешный сегодня бренд Christian Dior S.A. входит в группу компаний LVMH (Louis Vuitton-Moet Hennessy) и по-прежнему занимает свою нишу поставщика товаров для элиты общества. Хотя, несмотря на это, бренд все же выпускает и более демократические коллекции.

Империя Christian Dior собрала под своей крышей множество очень талантливых специалистов. Это позволяет ей удерживать лидирующие позиции во многих отраслях. Так, Диор выпускает одежду haute couture и линии pret-a-porter (женские, мужские и детские), парфюмерию, косметику, наручные часы, солнцезащитные очки, ювелирные изделия и мобильные телефоны. Это одна из самых узнаваемых торговых марок в мире: более 200 бутиков открыты в крупнейших городах всех континентов. Чистая прибыль компании исчисляется несколькими миллиардами долларов ежегодно.

Незамысловатый слоган бренда - I love Dior на самом деле содержит в себе многое. Это и страсть к роскоши, и изысканный вкус, смелость быть яркой и женственной, авангардной и независимой.

Dior – означает верность себе и своей чувственной природе.

Хронология Christian Dior до ухода мэтра

1905 – год рождения будущего законодателя мировой моды Кристиана Диора.

1946 – в Париже на шумной и деловой Монтень Авеню открыт бутик начинающего модельера Кристиана Диора.

1947 – выпуск первой коллекции Christian Dior, которая впоследствии получила название «нью лук» («new look»).

1948 – Диор открывает по всему миру множество новых точек по производству своей одежды по лицензии.

1953 – на работу в компанию Christian Dior приходит помощником модельера Ив Сен Лоран.

1957 – Кристиан Диор умирает от сердечного приступа, а директором дома моды становится молодой Ив Сен Лоран.

Хронология Christian Dior после ухода мэтра

1958 – презентация первой коллекции Лорана «Трапеции» под маркой дома Christian Dior.

1961 – арт-директором империи становится Марк Боан, попытавшийся приспособить стиль от Dior для повседневной носки.

1989 – в полномочия вступает Джанфранко Ферре, возродивший дух Dior.

1996 – Джон Гальяно на посту арт-директора дома моды открывает новую страницу в моде – эру гламура.

1997 – появилась на свет взрывная коллекция Гальяно «Misia Diva».

2011 – креативным директором дома моды становится Раф Симонс.

2012 - выходит в свет книга Dior Haute Couture с полной историей бренда и фотографиями моделей за весь период существования империи Диор.